Государственное бюджетное учреждение
Архангельской области для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
"Ильинский детский дом"
Анализ методической работы за первое полугодие
2017 – 2018 учебного года ГБУ АО «Ильинский детский дом».
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в детском доме и ее роли в процессе включения педагогического коллектива в режим развития.Цель методической работы:
Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов через совершенствование культуры педагогического труда.
Задачи:
· повышение профессионального мастерства педагогического состава через различные формы работы;
· распространение опыта творчески работающих педагогов;
· совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
· формирование у воспитанников детского дома духовно - нравственных и гражданско-патриотических качеств личности.
· оказание консультационной и практической помощи педагогам в работе;
· изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта и знаний;
· участие в проведение методических дней, педсоветов, семинаров;
· проведение предметных недель;
· участие педагогов в здоровье сберегательных технологиях.
Поставленные перед коллективом задачи решаются через совершенствование методики проведения внеклассных мероприятий, индивидуальной и групповой работы с воспитанниками, повышение мотивации к получению знаний в различных сферах жизни, а также создание условий для повышения уровня квалификации педагогов. В соответствии с целями и задачами методическая работа детского дома осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
1.Тематические педагогические советы (по плану -2, проведено - 2).
2.Заседаний методического объединения (по плану -2, проведено - 2).
3.Семинары (по плану -2, проведено - 1).
4.Работа по выявлению и обобщению педагогического опыта (по плану -5 внеклассных мероприятий, проведено - 3).
5.Предметные недели (по плану -2, проведено - 2).
6.Информационно-методическое совершенствование педагогов (доклады по темам самообразования) (по плану -4, проведено - 4).
7.Повышение квалификации (по плану -1 педагог, прошёл обучение -1).
8.Аттестация педагогических и руководящих работников (по плану -2, проаттестовано - 2).
9.Участие в конкурсах и конференциях (внепланово 2 педагога).
Это традиционные, но надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществлялась реализация воспитательных программ учреждения, обновление содержания образования и воспитания через использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие).Высшей формой коллективной методической работы детского дома всегда был и остается педагогический совет. В первом полугодии прошли два тематических педсовета.
тема
дата
ответственные
«Утверждение годового план учреждения в 2017-2018 уч. г.»
Форма проведения традиционная
сентябрь
Директор
«Организация учебно-воспитательной работы детского дома по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья воспитанников»
Форма проведения круглый стол
декабрь
Инструктор по физкультуре, медицинские работники, воспитатели
Главной структурой, организующей методическую работу в детском доме, является методические объединения. Были проведены два заседания со следующей тематикой
ЗАСЕДАНИЕ № 1. Октябрь «Организационные вопросы работы методического объединения в 2017-2018 учебном году. Психология воспитания»
1
Утверждение плана работы МО на 2017-2018 учебный год.
Обсуждение тем по самообразованию педагогов.
2.
Основные теории воспитания. Средства и методы воспитания.
3.
Создание психолого-педагогических условий для развития и саморазвития воспитанников детского дома.
4.
Новинки методической литературы.
ЗАСЕДАНИЕ № 2. ноябрь «Здоровьесберегающая деятельность в воспитательном процессе детского дома».
1.
Обзор педагогических технологий.
Роль здоровьесберегающих технологий в физическом развитии детей школьного возраста
Технологии развития творческого потенциала личности
Обзор методической литературы по данной теме.
На заседаниях методических объединений рассматривали вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, большое внимание уделяли вопросам сохранения здоровья воспитанников, и другие учебно-методические материалы. В рамках работы методических объединений проводились открытые внеклассные мероприятия по направлениям деятельности учреждения, предметные недели (правовая неделя и неделя психологии), оформлен информационный стенд. Педагоги и воспитанники детского дома принимали активное участие во всех проводимых методических мероприятиях.
Нужно отметить, что значительно повысился интерес коллег к ИКТ. Стимулом к этому, является, прежде всего, желание поделиться приобретенным педагогическим опытом работы, кроме того, это одно из условий успешной аттестации педагогов на первую и высшую квалификационную категорию.Аттестация.Составлен план – график аттестации педагогических работников на 2017 – 2018 учебный год.Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством воспитательного процесса. В первом полугодии прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности воспитатель и педагог организатор детского дома. На заседании аттестационной комиссии оба педагога представили развёрнутые творческие доклады по темам самообразования, продемонстрировали собранные портфолио.
Посещение внеклассных занятий администрацией детского дома.В ходе реализации плана ВШК в первой четверти и второй в рамках обобщающего, персонального, тематического контроля администрацией детского дома было посещено 12 занятий. Персональный контроль осуществлялся у педагога психолога, педагога организатора и воспитателей 2-й группы. Тематический контроль был нацелен на соблюдение социальных гарантий и прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обобщающий контроль проводился по направлениям деятельности в сфере детского самоуправления и реализации здоровьесберегающих технологий.Выводы: В целом большинство внеклассных мероприятий построены методически верно, занятия интересные, разнообразные. Педагоги и воспитатели начали широко использовать компьютерные технологии. Новым направлением методической деятельности педагогов можно считать создание компьютерных презентаций, способствующих улучшению восприятию материала, расширению кругозора воспитанников, развитию их интеллекта.Большое внимание воспитатели уделяют сохранению здоровья детей. Для снятия статического напряжения воспитанников во время подготовок проводят физкультминутки, динамические паузы (музыкальные, игровые). Создают благоприятный психологический климат в группах. Эти методы позволяют снизить тревожность и психическое напряжение воспитанников. Работа с вновь прибывшими специалистами.Цель: выявление результативности индивидуальных мер по профессиональному становлению педагога и уровня его профессиональной компетенции. Ежегодно детский дом пополняется новыми кадрами из числа педагогов с уже имеющимся опытом работы, а также молодыми специалистами. Так, в этом учебном году был принят на работу воспитателем один педагог с опытом работы сфере образования и два специалиста вернулись на работу из декретного отпуска. По плану с ними была традиционно организована следующая работа: - инструктаж по ОТ и ТБ,
-собеседование по ведению документации;- методические рекомендации по оформлению рабочих планов, разработке календарно-тематического планирования в соответствии с требованиями;- методические занятия «Требования к плану воспитательной работы и ведению ДИН. Этапы планирования внеклассных мероприятий». Для оказания методической и практической помощи данной категории педагогов использовались индивидуальные консультации администрацией детского дома, специалистами службы сопровождения. Вновь приступившие педагоги были привлечены в работу методических объединений по обмену опытом, взаимопосещение занятий. Выводы:
1.Администрации детского дома внести в план работы вопросы обмена опытом с молодыми специалистами, с целью роста методической грамотности педагогов, повышения качества проводимых занятий.
Рекомендации:
1.Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов детского дома по овладению новыми технологиями.
2.Продолжать выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих педагогов.
3.При проведении внеклассных мероприятий использовать разнообразные формы работы с воспитанниками: творческие конкурсы, конкурсы рисунков, поделок, кроссвордов, ребусов; диспуты, викторины, выставки.
4. Разнообразить формы проведения заседаний МО (круглый стол, творческий отчет, деловые игры, семинары-практикумы) чтобы педагоги делились с коллегами своими педагогическими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали (теме самообразования), проводили самоанализ своей деятельности.