Государственное бюджетное учреждение
Архангельской области для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
"Ильинский детский дом"
На базе ГБУ АО «Ильинский детский дом» четвертый год функционирует служба постинтернатного сопровождения для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Служба обеспечивает реализацию прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет и от 18 до 23 лет защиту их прав и интересов, в соответствии с действующим законодательством, получение социально-правовой, юридической помощи, помощи социальной адаптации и поддержки в трудных жизненных ситуациях. Работа службы осуществляется на основании Положения о службе и годового плана на 2017-18 г.
В состав службы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников детского дома входят: директор детского дома, заместитель директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, кураторы - воспитатели.
Целью деятельности Службы постинтернатного сопровождения является оказание содействия выпускникам в получении образования, трудоустройстве, успешной социальной адаптации в обществе, поддержка в решении проблем по преодолению трудных жизненных ситуаций, снижение числа правонарушений, совершаемых выпускниками.
Задачами Службы являются:
- организовать и осуществить индивидуальное сопровождение выпускников;
- содействовать в получении образования, трудоустройстве, помощи в реализации социальных гарантий выпускников, защите их личных, жилищных, имущественных и иных прав;
- оказывать консультативную социально-правовую и психолого-педагогическую помощь выпускникам;
- поддерживать выпускников в решении проблем самообеспечения и самореализации;
-проводить диагностики и коррекцию процесса постинтернатного сопровождения.
Служба выполняет следующую деятельность:
- создает единую базу данных выпускников;
- производит подбор и подготовку кураторов;
- организует и проводит координационный совет;
- осуществляет сбор отчетности и производит ее анализ;
-проводит разъяснительную работу с выпускниками, оказывает помощь в решении проблем.
В детском доме разработано Положение о службе постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (принято на педагогическом совете 03.09.2014г.)
Деятельность педагогического коллектива по социализации и постинтернатному сопровождению выпускников детского дома реализуется через следующие виды работы:
• Посещение учебных заведений, в которых обучаются выпускники детского дома. Беседа с социальными педагогами, мастерами, педагогами образовательных учреждений об успеваемости детей, существующих проблемах и способах разрешения данных проблем, если таковые имеются.
• Помощь молодым семьям в решении бытовых, жилищных и социальных вопросов, помощь в социализации молодых семей.
• Сопровождение молодых мам в послеродовой период. При необходимости решение вопроса о медикаментозном лечении, беседы психолога и т.д.
• Помощь выпускникам при оформлении социальных пособий по уходу за ребёнком, продления сроков выплаты пенсии в связи с продолжением обучения в профессиональных образовательных учреждениях.
• Консультации выпускников по вопросам оплаты за жилищно-коммунальные услуги, прописки по месту жительства, оформление документов для субсидии и т.д. Решение вопросов, касающихся жилья выпускников. Оформление приватизации, права собственности и т.д.
• Помощь в формировании пакета документов для поступления в учебное заведение и получения второго профессионального образования.
• Помощь в трудоустройстве молодых специалистов из числа выпускников детского дома.
• Помощь в устройстве выпускников в учреждения, организации и предприятия села для прохождения практики и дальнейшего трудоустройства.
• Помощь в оформлении документов в нотариальной конторе и БТИ для вступления в наследство выпускниками детского дома.
Работа по устройству воспитанников в учебные заведения для получения начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется по следующим направлениям:
• Изучение интересов и способностей воспитанников посредством наблюдения, бесед, анализа карты занятости и результатов профессиограмм, а также оценка возможностей обучения данного воспитанника в учреждении согласно медицинским показателям.
• Подбор учебного заведения для каждого воспитанника с учётом анализа его интересов и способностей. В ходе данного направления работы администрация и социальный педагог детского дома учитывая желания ребенка, предлагают воспитанникам ряд учреждений для выбора. Посещают «Дни открытых дверей», знакомятся с впечатлениями студентов о своём учреждении, анализируют востребованность данной специальности на «рынке труда».
Объемными показателями эффективности организации постинтернатного сопровождения являются следующие данные в динамике за 2017/2018 учебный год:
- количество выпускников, в отношении которых детский дом осуществляет постинтернатное сопровождение в период получения ими
1) начального профессионального образования (профессионального обучения) –13 человек;
2) среднего профессионального образования-1человек (Диана Р.)
3) высшего профессионального образования -1 человек (Света И.)
- количество выпускников, в отношении которых детский дом осуществляет постинтернатное сопровождение после получения ими профессионального образования (профессионального обучения) до достижения возраста 23 лет- 3человека; (Ватлина Н., Дураков К., Ширяев А.)
Качественными показателями эффективности организации постинтернатного сопровождения являются следующие данные о выпускниках в динамике за 2017/2018 учебный год (в процентном соотношении с общим числом выпускников детского дома, обучающихся в профессиональной образовательной организации либо получивших профессиональное образование):
- доля выпускников, в отношении которых детский дом осуществляет постинтернатное сопровождение в период получения ими профессионального образования (профессионального обучения) -100%
- доля выпускников, в отношении которых детский дом осуществляет постинтернатное сопровождение после получения ими профессионального образования (профессионального обучения) до достижения возраста 23 лет – 80%; (Руслан Угольков нет)
- доля выпускников, в отношении которых осуществляется индивидуальное сопровождение (наставничество) кураторами постинтернатного сопровождения – 100%;
Пироговская Т.И.- Стенин М.
Дементьева Ю.А.- Рочева Д. Афанасьева Л.
Ростовцев В.Н.- Завалин С., Чевыкалов О, Ильин И., Ширяев В. Шигин Ж
Рябова Л.Н – Ширяев А.Кривошапкин А., Ильина Света.
ИстоминаЗ.- Дураков К., Ватлина В.
Филина Г.А.- Юницына А., Журавлева Д.
Колотовкина Е.Н. –Каргин Д., Каргин П..
- доля выпускников, совершивших правонарушения, в том числе привлеченных к уголовной ответственности – 6%; (Дураков К,)
- число выпускников, отказавшихся от воспитания собственных детей, в том числе лишенных родительских прав -0%;
- доля выпускников, оставивших профессиональную образовательную организацию до получения профессионального образования, в том числе отчисленных за неисполнение или нарушение устава профессиональной образовательной организации в качестве меры дисциплинарного взыскания, в процентном соотношении с общим числом выпускников, поступивших в профессиональную образовательную организацию – 0%.
Качественными показателями результативности постинтернатного сопровождения являются следующие данные об устройстве выпускников, получивших профессиональное образование, в динамике за 2017/2018 учебный год:
- доля выпускников, получивших дипломы с отличием -0%;
- доля выпускников, поступивших в образовательные организации высшего образования -0%;
- доля выпускников, обучающихся в профессиональных образовательных организациях по второй специальности -0%;
- доля выпускников, работающих по полученной специальности -0%;
- доля выпускников работающих не по полученной специальности -6%;( Ширяев А.)
- доля выпускников, призванных в армию -0%;
- доля выпускников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком -0%;
- доля выпускников, состоящих на учете в центрах занятости населения-0%
- доля выпускников, ведущих асоциальный образ жизни, в том числе оказавшихся в местах лишения свободы -6%.
Практическая деятельность
За отчетный период проводилась работа по заключенным договорам, а именно была проведена большая работа с родственниками наших выпускников по решению жилищных вопросов. Специалистами службы в течение отчетного периода были даны консультации и оказана практическая помощь 5 выпускникам, достигшим 23 года и более.
23 выпускникам оказана консультация лично, дистанционно по телефону, в социальных сетях.
Решен вопрос по Ватлиной Веронике – была оказана помощь по решению жилищного вопроса, вопрос решен - выпускница получила квартиру по договору социального найма. Ей оказывались консультации по обустройству полученной квартиры, оказана помощь в трудоустройстве. Для проверки условий проживания специалисты службы посетили местожительство Вероники.
Постоянно ведется постинтернатными воспитателями контроль за погашением коммунальных выплат (Рочев В., Ширяев А., Ватлина В., Лобанов И.)
Оказана помощь в прохождении медицинской комиссии для поступления на учебу Ширяеву А., в сборе документов из архива детского дома.
Оказана помощь в получении пенсии по потере кормильца Каргину Паше, на период учебы в учебном заведении.
Специалисты службы сопровождения выпускников для обследования условий проживания выпускников выезжали в населенные пункты района, где закреплено жилье.
Из 17-х выпускников, находящихся на постинтернатном сопровождении образовал семью Рочев Володя, растет маленький сын. Куратор Ростовцев В.Н.поддерживает тесную связь с молодой семьей.
В 2016-2017годах в рядах Российской Армии отслужили 2 выпускника, находящиеся на постинтернатном сопровождении. По возвращению из армии, специалисты службы разъяснили какие выплаты им положены. В настоящее время они востановились и обучаются в учреждениии НПО
Специалистами службы в течение отчетного периода были даны консультации и оказана практическая помощь 7 выпускникам, не достигшим 23 года.
Двадцати трем выпускникам оказана консультация лично, дистанционно по телефону, в социальных сетях.
Таким образом, за период с 2017 по 2018 учебный год на всех выпускников, были заведены социальные карты выпускников, заключены договора постинтернатного сопровождения. Все выпускники были закреплены за кураторами – педагогами детского дома, с каждым выпускником (по мере необходимости и с возникновением жизненных трудностей) проводилась постоянная работа, направленная на успешную социализацию и постинтернатную адаптацию.