Педагогическая деятельность в детском доме сфокусирована на достижении двух взаимосвязанных целей – успешной социализации как комплекса способностей и компетентностей ребёнка по освоению социокультурного опыта и саморазвития, универсальной способности воспитанника самому определять свои жизненные цели и находить адекватные способы их реализации.
Коллектив учреждения работает на развитие социального и личностного потенциала воспитанников посредством организации системы социально-образовательных практик для воспитанников детского дома и создания для них условий приближенных к семейному проживанию и воспитанию.
Приоритетными направлениями развития детского дома являются:
· В отношении воспитанников – подготовка детей к жизни в семье и обществе;
· В отношении педагогического коллектива – повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы;
· В отношении социального окружения – расширение социального партнёрства, развитие различных форм взаимодействия;
· В отношении обеспечения образовательного процесса – улучшение материальной технической базы учреждения для обеспечения воспитательно-образовательного процесса в детском доме.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства воспитателей, связующим в единое целое всю систему работы детского дома, является методическая работа. Роль методической работы детского дома непосредственно связана с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства педагога, оказание помощи в поисках эффективных форм работы с детьми. Традиционно в детском доме используются коллективные и индивидуальные формы методической работы. Такую форму, как наставничество в учреждении вводится при наличии молодых специалистов.
В детском доме постоянно действует режим консультирования. Консультации проводят заместитель директора по учебно – воспитательной работе учреждения. Консультирование осуществляется в индивидуальном режиме, в связи с тенденциями затруднения, возникающими у педагогов в работе с детьми.
В межсекционный период работа методического объединения детского дома строится по традиционным направлениям:
- проведение открытых воспитательных мероприятий, их самоанализ и анализ;
-работа педагогов по самообразованию;
- подготовка материалов в методическую копилку.
Научно-методическая работа.
№ |
Мероприятие |
сроки |
ответственный |
1 |
Обсуждение и утверждение плана
работы МО воспитателей на 2020-2021 учебный год |
сентябрь |
заместитель директора по УВР |
2 |
Организация работы с воспитателями по реализации программ деятельности учреждения |
сентябрь |
заместитель директора по УВР |
3 |
Организация курсовой и консультативной подготовки педагогических работников |
в течение года |
заместитель директора по УВР |
4 |
Организация работы воспитателей по индивидуальным темам самообразования |
в течение года |
заместитель директора по УВР |
5 |
Оказание помощи в составлении индивидуального портфолио педагогов детского дома |
в течение года |
заместитель директора по УВР |
6 |
Апробация инновационных программ сопровождения воспитанников |
в течение года |
заместитель
директора |
7 |
Выставки методической литературы |
ноябрь
апрель |
заместитель директора по УВР |
8 |
Консультации по организации образовательновоспитательной деятельности в группах и ведению документации |
в течение года |
заместитель директора по УВР |
9 |
Методические оперативки:
-информационное совещание по нормативно-правовой базе;
-отчеты воспитателей об организации индивидуальной работы с детьми «группы риска»;
- планирование педагогической деятельности в группе; |
сентябрь февраль в течение года |
заместитель директора по УВР |
10 |
-внедрение инновационных технологий в педагогический процесс;
- об адаптации вновь прибывших воспитанников. |
в течение года в течение года |
|
11 |
Проведение мастер - классов (проводят педагоги детского дома) |
в течение года |
заместитель директора по УВР |
12 |
Взаимопосещение воспитательных часов |
в течение года |
заместитель директора по УВР |
13 |
Взаимоконтроль по различным видам деятельности:
-Обеспечение выполнения режима дня в детском доме»;
-Организация самоподготовки воспитанников к занятиям;
-Организация и проведение занятий развивающего и коррекционного характера». |
в течение года |
заместитель директора по УВР |
14 |
Изучение периодической литературы и журналов: «Завуч», «Классный руководитель», «Детский дом», «Внешкольник», «Воспитательная работа в школе»
|
в течение года |
заместитель директора по УВР |
15 |
Итоги диагностического обследования детей по формированию ценностного отношения к себе и окружающим людям |
март |
заместитель директора по УВР |
16 |
Трансляция опыта работы детского дома по профилактике социального сиротства, развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в периодической печати |
сентябрь |
директор
заместитель директора по УВР |
17 |
Методические недели:
• За здоровый образ жизни
• Семейный очаг
• Как хорошо уметь читать
• Умники и умницы |
октябрь
январь
март
май |
заместитель директора по УВР |
Работа по аттестации педагогических работников.
№
п/п |
Мероприятие |
сроки |
ответственный |
1 |
Утверждение состава аттестационной комиссии |
сентябрь |
заместитель директора по УВР |
2 |
Анализ и подготовка списочного состава педагогов, аттестуемых на соответствие занимаемой должности в 2020-2021уч.г. |
октябрь |
заместитель директора по УВР |
3 |
Информационное совещание педагогов:
Нормативно-правовая база по аттестации.
Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом МО и науки РФ от 24.03.2010 г. № 209 |
ноябрь |
заместитель директора по УВР |
4 |
Семинар с педагогами о формировании портфолио к аттестации |
ноябрь |
заместитель директора по УВР |
5 |
Консультирование педагогов, аттестуемых на I и высшую квалификационную категории |
в течение года |
заместитель директора по УВР |
6 |
Подготовка аналитических справок по результатам деятельности аттестуемых |
в течение года |
заместитель директора по УВР |
7 |
Подготовка представления на подтверждение соответствия занимаемой должности |
в течение года |
заместитель директора по УВР |
План мероприятий по повышению квалификации педагогических работников
№ |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственный |
Нормативно-правовое обеспечение |
|
Разработка и совершенствование локальных нормативных актов по итогам работы педагогического коллектива.
|
в течение года |
Директор
Заместитель директора по УВР |
Обновление содержания методической работы и повышение его качества |
|
Работа постоянно действующих семинаров по проблеме сиротства |
в течение года
|
Заместитель директора по УВР |
|
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. Презентация педагогических инноваций. |
ноябрь
|
Воспитатели
|
|
Система комплексной подготовки воспитанников детского дома биологических (кровных) и замещающих родителей, к совместному проживанию. |
февраль
|
Заместитель директора по УВР
|
|
Соответствие в учреждении системе критериев экспертной оценки требований Постановления Правительства РФ № 481 от24 мая 2014 г. «О деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». |
апрель |
директор |
Организация и проведение мастер-классов |
|
Согласно плану работы учреждения на учебный год |
в течение года |
Заместитель директора по УВР Воспитатели
Социальный педагог |
Консультации для педагогов детского дома |
|
Назначение и функции воспитателя в детском доме.
Содержание деятельности воспитателя детского дома.
Программа самостоятельной работы воспитателей над темой самообразования.
Методика проведения воспитательных мероприятий.
Совместная деятельность психологической службы и воспитателя. Документация воспитателя. Воспитательные системы и программы. Самоанализ деятельности воспитателя. |
По запросам |
Заместитель директора по УВР
Социальный педагог |
Совершенствование воспитательной системы |
|
Мониторинг:
* уровня воспитанности
*уровня вовлечения в дополнительное образование |
2 раза в год
май |
Заместитель директора по УВР
|
|
Внедрение современных педагогических
технологий. |
Постоянно
|
Заместитель директора по УВР
|
|
Организация и проведение методических недель:
• За здоровый образ жизни
• Семейный очаг
• Как хорошо уметь читать
• Умники и умницы |
октябрь
январь
март
май
|
Социальный педагог
Воспитатели
|
Кадровое обеспечение |
|
Реализация «Программы повышения квалификации педагогических работников». |
в течение года |
Заместитель директора по УВР |
|
Совершенствование работы аттестационной комиссии |
в течение года |
|
Обеспечение непрерывного самообразования и роста профессиональной компетентности педагогов. |
в течение года |
Работа с социумом |
|
Участие в научных, научно- практических конференциях, совещаниях различного уровня по вопросам повышения квалификации педагогических кадров. |
в течение года |
Директор, зам. директора по УВР |
|
Сотрудничество со СМИ по проблемам сиротства. |
в течение года |
зам. директора по УВР |
|
Организация на базе детского дома Школы приемных родителей. |
в течение года |
Педагог-психолог |
|
Участие в вебинарах, семинарах и т.д. |
в течение года |
Педагоги учреждения |
|
Участие в конкурсах профессионального мастерства. |
в течение года |
|
Прохождение курсов повышения квалификации |
в течение года |
Школа начинающего педагога
№ |
Деятельность |
Дата |
Ответственные |
Первичное собеседование. |
1 |
Собеседование с целью закрепления наставников. Помощь в планировании, оформлении документации, организация работы начинающего специалиста. |
Сентябрь
|
зам. директора по УВР |
2 |
Система организации воспитательно-образовательного процесса в детском доме. Работа с документацией на группе. Индивидуальная карта воспитанников. |
В течение года при приеме на работу |
зам. директора по УВР |
3 |
Должностные обязанности воспитателя |
В течение года при приеме на работу |
зам. директора по УВР |
4 |
Инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников |
Ежеквартально |
Специалист по ТБ и ОТ |
5 |
Инструктаж по ТБ и ОТ |
Ежеквартально |
Специалист по ТБ и ОТ |
|
|
|
|
|
Организация посещений начинающим специалистом занятий и мероприятий творчески работающих воспитателей |
Посещение открытых занятий «Самый классный воспитатель» |
В течение года. |
Зам. директорапо УВР |
Посещение мероприятий детского дома. |
В течение года. |
Зам. директорапо УВР |
Участие в методических неделях. |
в соответствии с планом работы |
зам. директорапо УВР |
План работы МО педагогов
месяц
|
тема
|
Обсуждаемые вопросы
|
Ответственный
|
сентябрь
|
Совершенствование методического
Обеспечения воспитательного
процесса
|
1.Задачи методического объединения на 2020–2021учебный год.
2.Утверждения плана работы МО на 2020–2021учебный год.
3.Утверждение индивидуальных планов работы по самообразованию и графика проведения открытых воспитательских занятий.
4. Изучение нормативной документации по вопросам образования и воспитания детей. |
Руководитель МО
Зам. директора по УВР
|
ноябрь
|
«Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников». |
1.Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений. Модели общения педагога с воспитанниками.
2. Потенциальные нарушения (курение, алкоголизм, наркомания).
3. «Правовые аспекты безопасного поведения подростков», «Деньги и правонарушения против собственности», «Профилактика суицидального поведения». |
|
январь |
Система
кураторства как,
средство обеспечения
социально-
культурной адаптации
воспитанников
детского дома»
|
1.Куратор как специалист сопровождения воспитанников и выпускников детского дома.
2.Организация поддержки выпускника детского дома в период социально-профессионального становления.
3.Отчеты воспитателей кураторов за 2 –е полугодие 2020 .
4. Оказание методической помощи аттестующимся педагогам. |
Руководитель МО
Зам. директора по УВР, соц.педагог,
воспитатели
|
март
|
«Особенности
проявления детской
агрессивности»
|
1. «Возрастные различия в проявлении детской агрессивности».
2.«Коррекция агрессивного поведения. Формы и методы работы»
3. «Полезные советы: Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.
4.Педагогическая этика в работе с
воспитанниками».
5. «Коррекция поведения воспитанников детского дома через творчество». |
Руководитель МО, Зам. директора по
УВР,
педагог психолог, соц.педагог,
воспитатели |
май
|
Цель как
категория
педагогического
процесса
|
1.«Проектирование воспитательных целей занятия».
2.«От целик задачам, формулировка
образовательных задач»
3. Ознакомление с новинками педагогической и методической литературы.
4.Представление опыта работы педагогов с папкой «Самообразование». |
Руководитель МО
Зам. директора по УВР
Воспитатели
|
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРОВ в рамках методического объединения
Тема
|
Срок проведения
|
ответственный
|
Конкурс интерактивных
Презентаций на тему «Один день из жизни нашей группы» |
Октябрь
|
Воспитатели групп
|
Педагогический проект на тему:
«Формирование учебной мотивации и развитие познавательных интересов воспитанников». |
декабрь
|
Воспитатели групп,
руководители кружков
|
Деловая игра «Коллектив начинается с меня»
|
февраль
|
Зам. директора по
УВР, педагог-психолог |
Презентация на тему «Роль и значимость духовно –нравственного воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Апрель |
воспитатели групп |
Педагогические советы.
Сроки
|
Вопросы к обсуждению
|
Ответственный
|
Сентябрь
|
Тема: «Приоритетные направления деятельности ГБУ АО «Ильинский детский дом ».
Утверждение плана работы учреждения и расписаний занятий в рамках дополнительного образования воспитанников детского дома.
О принятии мер по безопасности и сохранности жизни и здоровья воспитанников . |
заместитель директора
по УВР
|
Декабрь
|
Тема педсовета «Безопасность и здоровье воспитанников детского дома»
1. «О результатах работы по безопасности и здоровьюсбережению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Зам. дир. по УВР, врач, специалист по ОТ и ТБ |
Март
|
Тема: « Система работы по семейному устройству»
1. «О состоянии работы с замещающими семьями».
2. «О результатах работы с кровными семьями».
3. «Об организации работы с воспитанниками
детского дома по подготовке проживания их в замещающих семьях». |
заместитель директора по УВР, социальный педагог, педагог -психолог, воспитатели, кураторы |
Июнь
|
Тема: «Итоговый
1. Анализ работы ГБУ АО «Ильинский детский дом» в 2020-2021 учебном году»
2.«Об организации летнего отдыха и оздоровлении воспитанников детского дома «Лето 2021». |
Заместитель директора по УВР |
План работы психолого медико педагогического консилиума Цели ПМПк: создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия жизнедеятельности для воспитанников детского дома в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно психического здоровья.
Задачи: определение путей и средств коррекционно развивающей работы и возможностей обучения и воспитания ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в когнитивной, соматической, эмоционально – личностной сферах и поведении.
В его состав входят: заместитель директора по учебно воспитательной работе, педагог-психолог (председатель консилиума), социальный педагог, медицинский работник.
Направления работы ПМПк: о Диагностическоео Консультативное
Психолого медико педагогическое сопровождение оЭкспертное
- Организационно-методическое
Мероприятия |
Дата |
Ответственный |
Организационная работа
1. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка. |
В течение года |
Педагог-психолог, воспитатели, соц.педагог |
2. Проведение диагностической и коррекционной работы. Цель диагностики: выявление отклонений, проблем в развитии детей. |
В течение года |
Педагог-психолог |
3. Взаимодействие с ПМПк школы, где обучаются воспитанники детского дома |
В течение года |
Педагог-психолог, воспитатели, соц.педагог |
4. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (речи, амяти, внимания и др. психических функций), изучение эмоционально-волевого и личного развития. |
В течение года |
Педагог-психолог |
5.Составление заключений и подготовка документации для обследования воспитанников на ПМПк |
В течение года |
Педагог-психолог,
Соц.педагог |
6. Проводить заседания ПМПк один раз в квартал |
По плану |
Члены ПМПк, воспитатели |
Методическая работа 1. Оказание помощи воспитателю в выявлении резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе воспитания и обучения. |
В течение года |
Психолг Соц.педагог
Врач
|
2. Оказание помощи воспитателю в вопросе профориентации (выявление проблем в профессиональном самоопределении). |
В течение года |
Психолог
Соц.педагог |
Проведение ПМПк
Адаптация вновь прибывших детей:
1.Результаты диагностирования воспитанников по выявлению психологического статуса вновь поступивших детей
Медведева Таня, Трухов Артем |
Сентябрь, октябрь |
Психолог, воспитатели |
2 Рассмотрение и принятие индивидуально профилактических программ сопровождения детей, |
октябрь |
Члены консилиума |
3. Обсуждение индивидуальных планов развития и жизнеустройства детей |
Ноябрь
май |
Члены консилиума |
4.Профессиональное самоопределе
ние выпускников 9 и 11 классов |
апрель |
Члены комиссии |
5.Подведение итогов работы ПМПк за учебный год |
май |
Члены ПМПк |
Внеплановые консилиумы |
1 |
Первичная диагностика вновь прибывших воспитанников: общий уровень развития, эмоциональные и коммуникативные свойства. |
По
необходимости |
Члены ПМПк. |
2 |
Консультации для воспитателей. |
По
необходимости |
Члены ПМПк. |
3 |
Обсуждение проблем в обучении и воспитании детей. |
По
необходимости |
Члены ПМПк. |
Диагностика |
Микроисследование «Потенциальные возможности начинающих педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы». |
при приеме на работу |
педагог - психолог |
Анкетирование на выявление профессиональных затруднений. Определение степени комфортности в коллективе. |
май |
педагог - психолог |