Работа специалистов службы сопровождения детского дома с замещающими семьями, принявшими на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Государственное бюджетное учреждение

Архангельской области для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

"Ильинский детский дом"

Работа специалистов службы сопровождения детского дома с замещающими семьями, принявшими на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

   

   На протяжении трёх лет в детском доме работает школа приёмных родителей. За данный промежуток времени нами проучено 18 кандидатов в приёмные родители, 16 из которых успешно воспитывают принятых на воспитание детей, имеющих статус «оставшийся без попечения родителей».

   Лица, желающие, принять на воспитание детей-сирот, проходят обязательное психологическое обследование и обучение специалистами  нашего учреждения. Психологическое обследование включает в себя заполнение кандидатами психодиагностических методик, а также устное собеседование, которое помогает выявить мотивы создания приемной семьи, личностные качества испытуемых, родительские установки  и  взаимоотношения в семье (супружеские взаимоотношения). Если психодиагностическое обследование проходит успешно, кандидатов в приемные родители ожидает следующий этап – обучение (специальный курс подготовки к выполнению родительской роли по программе рекомендованной кафедной системы профилактики социального сиротства Института открытого образования при  министерстве образования и науки Архангельской области.  

    В период обучения кандидатов в приёмные родители используем различные формы работы  - это тренинговые  и обучающие занятия, беседы, игры. Стараемся меньше использовать лекции, так как такая готовая теоретическая информация усваивается сложнее и ненадолго остается в памяти, ее не всегда удается применить на практике, в отличие от той  информации, которая была проработана в группе совместно в процессе обсуждения, игр, упражнений. По окончании обучения кандидаты в приёмные родители получают Свидетельство, которое позволяет им получить разрешение на принятии ребёнка в свою семью.

   После создания замещающей семьи начинается ее социально-педагогическое и психологическое сопровождение (по личному желанию кандидатов заключается договор на оказание услуг по сопровождению). Оно включает в себя:  

          Посещение семьи с целью оказания консультативной помощи приемным родителям  по вопросам адаптации детей в новой семье. У приемных родителей, особенно на первом этапе существования семьи, возникает много вопросов и проблем. Вопросы касаются адаптации детей к новым условиям, личностных качеств и привычек новых членов семьи, обучения в школе, взаимодействия со сверстниками и многие другие. Даже те проблемы, которые для родителей кажутся неразрешимыми, после оказания консультативной помощи специалистами ОУ, теряют свои масштабы неразрешимости, и у родителей появляется энтузиазм. Наиболее распространенными  темами для консультаций являются такие:

-адаптация ребенка в приемной семье;

- проблема воровства;

- взаимоотношения с биологическими родственниками;

-психологические особенности детей подросткового возраста;

- организация режима дня для ребенка дошкольного и школьного возраста.

   При посещении замещающих семей консультации оказываются не только родителям, но и детям. Они носят характер свободной беседы о насущных событиях и проблемах детей: учебный процесс, взаимоотношения со сверстниками, детско-родительские отношения. Нередко в беседы включаются элементы психодиагностики, направленной на изучение степени адаптации ребенка в семье, его удовлетворенности условиями проживания и воспитания.

    Кроме посещений приемных семей, приемные родители и дети сами могут обратиться за помощью к специалистам. Приемные родители знают, что они в любой момент могут обратиться в детский дом, если понимают, что без помощи специалиста им не обойтись.

    Специалисты детского дома, курирующие приёмные семьи  не обходят стороной школы и детские сады, в которых воспитываются и обучаются приемные дети, осуществляют беседы с классными руководителями, педагогами социальными, педагогами-психологами по вопросам адаптации в новом коллективе, по проблемам поведения детей, школьной успеваемости.

   Кроме подготовки кандидатов специалисты детского дома  с целью поддержания приоритета и престижа семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, популяризации института приемной семьи ведут рекламную кампанию, которая включает в себя создание и распространение  памяток и буклетов, выступление в средствах массовой информации.

   Формирование общественного мнения, направленного на реализацию права ребенка жить и воспитываться в семье;

-популяризация приемной семьи как эффективной и перспективной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-формирование уважительного отношения к приемным семьям в обществе.

 

   В следующее году планируем начать  проведение праздничных, досуговых, спортивных мероприятий, на которые  будут приглашаться приёмные родители со своими детьми  (День семьи, День матери, Новый год и т.д.). Для детей это всегда радость и маленькое приключение: новые знакомства, конкурсы, подарки, возможность проявить себя и удивить других. В планах проведение конкурса приемных семей «Моя семья – мой теплый дом». Приемные семьи покажут свои творческие способности в сочинении стихов, рисовании, дизайне; проявят свое профессиональное мастерство в решении педагогических ситуаций, знании законодательных актов по защите прав и законных интересов приемных детей.

 

03.06.2019.           Заместитель директора по УВР                     Л.Н. Рябова

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".